Беженцы и вынужденные переселенцы
Беженцы и вынужденные переселенцы — не только российская проблема, она стоит в общемировом масштабе. Чтобы понять ее и искать пути решения, надо сначала рассмотреть понятия «беженец» и «вынужденный переселенец».
Точные определения понятиям «беженец» и «вынужденный переселенец» даны в одноименных законах РФ. Согласно им, вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, который покинул место своего жительства в вынужденном порядке; он имеет все права гражданина страны (эта особенность и являет собой основное отличие от беженцев).
Но отличие одной категории от другой не только в этом. Вынужденные переселенцы имеют большее число оснований признания их таковыми, чем для беженцев. Такие основания включают в себя еще и массовые беспорядки (в том числе военные действия) на территории, которую покинул переселенец.
- расе,
- вере,
- языку или национальности,
- принадлежности к определенной общественной группе,
- убеждениям относительно политики.
Беженец или вынужденный переселенец — человек становится им не в силу признания его таковым соответствующим государственным органом. Предоставление статуса — это только юридическое подтверждение свершившегося факта.
Правовое регулирование
После распада СССР Россия впервые столкнулась с проблемой переселенцев. В 1993 были приняты два федеральных закона относительно мигрантов: «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», которые с многочисленными изменениями и дополнениями действуют по сей день. Нужно помнить, что Россия подписала Женевскую конвенцию — важнейший международный правовой акт о положении беженцев. Все имеющееся или разрабатываемое законодательство России не должно ей противоречить, а не соответствующее считается недействительным.
В декабре этого года в Общественной палате РФ рассматривался проект закона «О предоставлении убежища на территории РФ», который должен упростить процедуру признания человека беженцем или вынужденным переселенцем, усовершенствовать законодательные нормы. Общественники и эксперты принимают и поддерживают этот проект. Информация о том, когда его собираются рассматривать в Государственной Думе, пока не доступна.
Порядок получения официального статуса
Для обеих категорий (и беженцев, и вынужденных переселенцев) порядок получения статуса одинаков:
- Обращение с заявление в уполномоченные органы РФ.
- Прохождение проверок.
- Принятие решения.
При положительном решении человеку выдается на определенный срок специальное свидетельство, в котором указан его статус — разница лишь в этом статусе.
Гражданские права и обязанности для вынужденных переселенцев определяется их статусом. Для переселенцев — граждан России этот ограничений нет, а для беженцев список ограничен.
Проблемы
Первый пласт проблем, связанных с беженцами и вынужденными переселенцами, имеет правовой характер. От недостаточного урегулирования здесь возникают многие другие проблемы.

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:
8 (800) 775-65-04 (звонок бесплатен)
Сами эти понятия достаточно новые, ведь в советском праве таких категорий не было. Наша страна присоединилась к имеющимся международным договорам в этой сфере, но не имеет материальной базы, чтобы все провозглашенные принципы воплощать в жизнь.
Серьезнейшей проблемой является отсутствие разделения ответственности за положение этих лиц между властями федеральной и региональной, нужно закрепить ответственность административным органам за соблюдение законов в отношении беженцев.
Плохо проработан отказ в предоставлении статуса. Здесь часто возникают такие проблемы:
- бюрократические преграды и проволочки;
- продление статуса часто не происходит только по причине плохой информированности, но из-за этого мигрант теряет все полученные им права;
- часто заявители по незнанию указывают в качестве причины переезда плохие экономические условия, а это служит основанием отказа;
- возможен отказ по воле чиновника;
- сам статус определен недостаточно четко;
- требующиеся здесь бумаги имеют короткий срок действия.
Получение статуса не решает все проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, поскольку многие привилегии задекларированы только на бумаге. Как правило, переселенцы распределяются в отдаленные районы, где часто есть сложности с трудоустройством.
Первоочередная практическая задача на государственном уровне в настоящее время — провести экспертизу законов и подзаконных актов, чтобы найти и устранить их слабые места. Реализация всех мер по решению проблем немыслима без увеличения финансирования.
Направления решения проблем
Решение очень многих вопросов переселенцев сделает более эффективным деятельность специальных организаций, работающих на бесплатной основе. Они могут быть следующей направленности:
- Информационные — чтобы извещать мигрантов об их правах, обязанностях, статусе.
- Правовые — для консультации и помощи по конкретным возникающим трудностям.
- Онлайн-консультации.
В крупных городах беженцы получают такого рода помощь, а вот в отдаленных регионах остается надеяться только на добросовестность сотрудника ФМС.

Возникла проблема? Позвоните юристу:
8 (804) 333-68-85 (звонок бесплатен)
И самое главное — усилия государства по изменению положения беженцев окажутся не пустой тратой времени и финансов, а принесут результаты, только если российский народ в целом будет смотреть на проблему беженцев с позиций гражданского общества, поменяв его от безразличия к деятельному сочувствию.