Миграционное законодательство РФ и виды миграции
Содержание
Миграционное законодательство РФ претерпело значительные изменения за последнюю сотню лет. За всю историю Российской Империи вплоть до 1917 года такие понятия как государственная «миграционная политика» и «миграционное право» могли относиться только к привилегированным слоям населения. Низшие слои населения были привязаны к одному населенному пункту из-за крепостного права, которое полностью лишало крестьян свободы передвижения. Отказ от крепостного права стал первым значимым шагом, благодаря которому появилась современная миграционная политика.
Во времена СССР миграционное право и соответствующие положения законодательства также были достаточно нестабильными. Государственный переворот 1917 года формально освободил рабочих и крестьян от батрачества и дал право самим выбирать свой жизненный путь, но на деле все обстояло несколько иначе. Если верить истории, в те времена мигрировали в основном представители элиты – дворяне, белогвардейцы, ученые, политические и культурные деятели. Жесткая государственная политика большевиков не оставляла им ничего другого. Причем значительная часть привилегированного населения была выслана принудительно, без права на возвращение.
Формально, до Великой Отечественной Войны люди могли свободно покидать территорию СССР. Но вскоре правила изменились, так как правительство осознало, что запрет на проживание в СССР и ссылка в Европу больше не наказание. Так появилась новая проблема — «железный занавес». Советские граждане практически не имели права покинуть родину, и несанкционированный переезд расценивался как государственная измена.
Государственная миграционная политика и законодательство СССР в послевоенное время отличалась особой жесткостью. В большинстве случаев навсегда уехать за рубеж можно было только обманным путем, но за такой «побег» семье нарушителя были гарантированы серьезные проблемы. С момента Октябрьской революции 1917 года в советской России было три волны эмиграции, и только последнюю можно было назвать добровольной – обрусевшим немцам и евреям разрешалось покинуть страну для воссоединения семей. Правда, после переезда они больше не имели права вернуться назад — государственная миграционная политика тех времен не отличалась особой справедливостью.
Полноценный миграционный кодекс РФ появился только после развала Союза. С 1991 года началась новая история государственной миграционной политики РФ. Официальным стартом новой отечественной истории государственной миграционной политики стало принятие современной Конституции РФ. Помимо этого, в 1993 году правительство России приняло участие в программе ООН, направленной на решение проблем с миграцией беженцев и вынужденных переселенцев, а также на устранение всех проявлений дискриминации.
Государственная миграционная политика в современной России
Свобода передвижения и выбора места жительства стала основой государственной миграционной политики наших дней. Гражданин РФ, а также иностранец или апатрид, легально пребывающий в России, имеет право свободно пересекать границу. Только решение суда может ограничить передвижение граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, в случае если имело место нарушение миграционного законодательства. Гражданин РФ не может быть выслан из страны принудительно, это запрещено законом. Согласно источникам миграционного права, депортация и административное выдворение может быть применено только к представителям других стран и лицам без гражданства.

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:
Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859
С того момента, как миграционная политика государства кардинально изменилась, исчезло такое понятие как «прописка» (хотя многие люди по-прежнему используют такой термин).
С 1993 года Законодательство РФ не требует наличия прописки, на ее место пришла так называемая регистрация по месту пребывания или проживания. В категорию государственного миграционного учета входит:
- Регистрация по месту временного проживания;
- Регистрация по месту жительства;
- Учет по месту временного нахождения.
Данные операции никаким образом не ограничивают права и свободы людей, они выполняют только лишь уведомительную функцию. Это необходимость, вызванная острой проблемой незаконной миграции и предусмотренная миграционным законодательством России.
Каждый гражданин РФ обязан пройти регистрацию в течение семи дней с момента переезда на новую жилплощадь, и в течение 90 дней с момента приезда на новое место пребывания. Если в страну приезжает иностранный подданный или апатрид, ему вручают миграционную карту, которая должна быть предъявлена на границе по возвращении. Нарушения миграционного законодательства со стороны иностранцев и апатридов может стать причиной возникновения серьезных проблем, вплоть до депортации и административного выдворения. Это лишь малая часть всех тонкостей и нюансов современной государственной миграционной политики.
Основные виды миграции
Прежде чем начать изучение государственной миграционной политики России, следует знать все основные виды миграции. Стоит отметить, что данные термины не претендуют на звание непреложной истины, так как в разных странах определения могут различаться.
- В зависимости от направления:
- Внутренняя;
- Внешняя.
К данным категориям относятся такие термины как эмиграция, иммиграция, реэмиграция и репатриация.
- В зависимости от характера миграции:
- Вынужденная;
- Добровольная.
- В зависимости от охвата территории:
- Межконтинентальная (сюда же относится переезд из одного макро-региона в другой);
- Внутриконтинентальная.
- В зависимости от срока пребывания:
- Временная:
- Постоянная.
- Особенные виды миграции:
- Маятниковая (подразумевается регулярное перемещение по одному и тому же маршруту);
- Кочевничество.
Наиболее важным аспектом является трудовая миграция, причем данный термин может соответствовать всем вышеперечисленным понятиям. Согласно международному праву, трудовые мигранты могут беспрепятственно перемещаться из страны в страну (разумеется, согласно законодательству принявшего их государства).
Современное миграционное право РФ предусматривает 4 главных канала для трудовых мигрантов. За основу взята временная трудовая миграция, так как постоянная подразумевает получение гражданства, что кардинально меняет дело. Согласно миграционному законодательству России, существуют три типа документов разрешительного характера для трудовых мигрантов:
- Стандартные разрешения на осуществление трудовой деятельности.
- Из числа ежегодно начисляемых квот;
- Помимо квот, в особом порядке выдаваемые высококвалифицированным специалистам.
- Патенты. Они могут быть получены только гражданами стран, с которыми РФ подписала договор о безвизовом въезде.
- Отдельная категория – граждане из стран, входящих в Таможенный союз. Таким людям не нужно получать разрешение.
Концепция государственной миграционной политики РФ до 2025 года
Каждый желающий может ознакомиться с концепцией государственной миграционной политики России, разработанной на период вплоть до 2025 года. Полный документ представлен на официальном сайте ФМС РФ, и находится в свободном доступе.

Возникла проблема? Позвоните юристу:
Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859
Основные цели миграционной политики России:
- Плановое увеличение количества населения страны;
- Помощь экономике России, обеспечение стабильного притока рабочей силы, в том числе и высококвалифицированных кадров;
- Обеспечение национальной безопасности страны, при этом не ущемляя прав и свобод российских граждан и иностранцев;
- Пресечение любых форм дискриминации и соблюдение норм международного права;
- Защита интересов национального рынка труда.
Основные проблемы современной миграционной политики
Согласно концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 года, одной из наиболее животрепещущих проблем в стране является внутренняя миграция. Люди покидают менее развитые регионы и стремятся в крупные города с многомиллионным населением, которые и так страдают от переизбытка рабочей силы и нехватки рабочих мест. В силу таких обстоятельств возникает нарушение баланса, который частично удается восстанавливать благодаря государственной программе репатриации. Законодательство предусматривает, что в случае переезда в приоритетные для России регионы, репатрианты получат крупные денежные выплаты.
Также существенной проблемой является нелегальная миграция. Ежегодно сотни тысяч нелегалов незаконно прибывают в страну, отнимая рабочие места у российских граждан. Помимо этого, нелегалы работают не официально и не платят налоги, но при этом пользуются социальными благами, оплаченными полноправными гражданами страны. Все это приносит огромные убытки РФ.
Законодательство Российской Федерации предусматривает достаточно жесткие меры наказания для нарушителей. Например, даже незначительное нарушение срока пребывания в стране может стать основанием для депортации или административного выдворения, а согласно Законодательству, после таких мер пресечения нарушитель не имеет права приехать в Россию в течение 5 лет.
Также существует такая проблема как «утечка мозгов» — эмиграция высококвалифицированных специалистов. Данный вопрос был особо актуален после распада СССР, но история повторяется и сейчас требует особого внимания и эффективных методов решения. Отечественная промышленность не всегда может обеспечить всех специалистов рабочими местами, поэтому им не остается ничего другого, кроме как отправиться за рубеж. Концепция миграционной политики на период до 2025 года рассчитана и на решение этого вопроса, так что в течение скорого времени все может быть урегулировано.
Обеспечить необходимое количество рабочей силы в стране, защищать национальный рынок труда, препятствовать нарушению международного законодательства, международного права и прав иностранцев и апатридов – вот основные цели, которые преследует миграционная политика России. Миграционное право должно не просто регулировать все передвижения человека, но и действовать в интересах государства и его граждан.