Строительство стадиона “Зенит-Арена”
Содержание
Петербуржцы ждали 8 лет, когда будет построен один из самых масштабных стадионов города Санкт-Петербург. Фанаты футбола прозвали его “Зенит-Арена”. Он по плану строительства должен был вмещать до 70000 человек. Сейчас стадион называют “Газпром арена”.
В 2007 году губернатор В. Матвиенко заявила, что весной 2009 года на стадионе можно будет проводить первые матчи. Это смелое высказывание не оправдало себя. Строительство завершилось весной в 2017 году. Первый официальный матч на новом спортивном комплексе проводили футболисты Зенита.
Процесс постройки «Зенит-Арены»
Место арены раньше занимал стадион им. Кирова, который был вторым по вместимости после стадиона “Лужники”. Он имел большую историю с 1937 года, не уступал по величине будущему проекту. В 2006 году его снесли, на Крестовском острове начался процесс строительства футбольной арены для Зенита.
Сам проект называли “Космический корабль”. Его создавал японский архитектор Кисё Курокава, который выиграл международный конкурс, получив шанс реализовать свой проект. Компания “Авант” взяла ответственность генподрядчика в 2007 году. Фирма принадлежала Г. Фельдману (топ-менеджер “Синтеза”). Через год это место заняла компания Олега Дерипаски (“Трансстрой”).
Экономический расчет был не точен. Расходы оплачивались из бюджета города, однако срок строительства был перенесен. Позже строительство тянулось, а стоимость увеличивалась.
Затем 2 декабря 2010 года ФИФА в Цюрихе назначили место проведения чемпионата. Им оказалась Россия, поэтому план работы немного изменился. Площадь помещений возросла до 260 тыс. м2, вместимость стадиона с 62 перешла на 68 тыс. человек. Арена должна была иметь 9 этажей с выдвижным полем на 10 000 м2. Теперь нужно было не только модернизировать стадион, но и успеть все построить в срок.
В мае 2016 года руководители заявили, что сроки строительства опять переносятся. До конца июня госконтракт с компанией “Трансстрой” был остановлен комитетом по строительству Санкт-Петербурга. Арена была построена на 85-87 %. Фирме были вынесены претензии. В результате проект опять затянулся.
Нарушения в строительстве
Строительство было на гране полного закрытия. В 2016 году к “Зенит-Арене” были предъявлены замечания по поводу постройки. В бетонных стенах трибун появились трещины. При подтверждении этой информации проект бы строили заново, ведь возникала угроза жизни всем посетителям. Опять же все претензии предъявлялись к руководству.
Чиновники города решили эту проблему весьма странным образом. Они заявили, что трещины исчезли благодаря новым технологиям инженеров. Проблема была решена в новостях и на бумаге. Что было на самом деле, никто не знает. Если опять они появятся, то руководство столкнется с судебными разбирательствами. Главное, чтобы никто не пострадал.
Проблемы не оставляли стадион. В преддверии открытия из-за шквальных ветров снесло крышу “Зенит-Арены”. Это происходило уже несколько раз, однако по причине дождей ситуация ухудшилась. Стадион затопило, в январе 2017 года открытие срывалось, ведь система водоснабжения также была нарушена.
Критики говорили о самом дорогостоящем проекте, указывая на бесконечное строительство. Комиссия ФИФА при осмотре стадиона была в ужасе, увидев выдвижное поле. Матчи чемпионата не могут проходить на поле, которое не отвечает мировым стандартам. Причем покрытие еще и «вибрировало» под ногами футболистов.
В новостях появлялись истории с бакланами – птицы обвинялись в причинении вреда арене. Якобы они разрушали крышу стадиона. Позже бакланы были «оправданы», да еще стали символом “Зенит-Арены”. Вице-губернатор потом указывал на долю шутки в своем высказывании о разрушении крыши птицами. Возможно, он хотел отвлечь внимание от проблем самого стадиона.
Безопасность была улучшена системами видеоидентификации лиц, которые находятся в розыске. Также на арене есть системы сигнализаций при пожаре. Автоматическая аппаратура пожаротушения усиливает безопасность.
Арена предоставляет 560 мест для инвалидов, специальные вестибюли и лифты обеспечат безопасное передвижение людей с ограниченными возможностями.
Реальная стоимость «Зенит-Арены»
В Лондоне построен стадион “Уэмбли” (около 65 млрд. рублей). Его считают самым дорогостоящим. Стоимость стадиона в Санкт-Петербурге составила 41 млрд рублей. Учитывая эту цифру, государство имеет на сайте госзакупок контракт на 10 млрд. рублей. Они еще не были предоставлены строителям.
Складывая две цены, мы получаем стоимость в районе 50-55 млрд. руб. (цену сообщил Дмитрий Сухарев – руководитель Transparency International).
Всего подрядчикам было выплачено 40 млрд. рублей, в дальнейшем увеличенную еще на 334 млн. Сайт госзакупок содержит еще контракты, которые не оплачены. Их сумма больше 10 млрд. руб. Большая часть из этого долга принадлежит “Метрострою”. Цена почти сравнялась со стоимостью главного стадиона мира в Лондоне. Однако «Зенит-Арена» имеет большую вместимость – до 90 000 зрителей. При этом лондонская постройка была возведена за 4 года, стадион же в Санкт-Петербурге – за 9-10 лет.
Российский стадион уступает английскому. В проекте даже не предполагалась такая высокая цена. Максимальная стоимость постройки оценена в 7 млрд рублей. Она должна была принимать 67 800 зрителей.
В конце декабря власти сказали об окончательной цене. Стадион на Крестовском обошёлся в 42 млрд. рублей, включая дополнительную модернизацию.
31 марта 2017 года стадион должен был открыться. О точной цене нельзя говорить, так как не закрыты все контракты. Нужно сначала рассчитаться с подрядчиками, чтобы объявить точную цену дорогостоящего проекта.
В итоге построен второй по величине стадион в России с раздвижной крышей, выдвигающимся полем. Крыша составляет в площади 71 000 м2. «Раздвижение» занимает около 15 минут.
Стоит отметить логистику, улучшенную специально для стадиона. До 2017 года был построен мост на Яхтенной улице, улучшающий поток машин.