Как получить паспорт нового образца в 2024 году
Содержание
Внедрение IT во все сферы жизни не могло не коснуться и вопроса идентификации личности гражданина РФ. Использование информационных технологий позволяет каждому резиденту Российской Федерации проще и эффективнее взаимодействовать с государственными и негосударственными инстанциями, пользоваться их услугами и вносить данные об изменениях в статусе гражданина в единую базу данных. Среди актуальных возможностей IT в скором времени станет доступен и электронный паспорт гражданина РФ.
Что такое электронный паспорт
Электронный паспорт гражданина – инициатива Минэкономразвития, призванная упростить и усовершенствовать процессы предоставления различных государственных услуг населению. Но опыт внедрения и использования персональных носителей в качестве универсальных удостоверяющих документов уже имел место: с 2012 по 2024 год правительство выпускало т.н. УЭК – Универсальные электронные карты. Они представляли собой цифровые носители биометрических, банковских, социальных и других данных граждан. С 1 января 2024 года выпуск УЭК прекращен, взамен их планировалась выдача паспортов нового образца.
В то же время УЭК будут действительны и могут использоваться в качестве дополнительного универсального документа до 2021 года. Касательно вопроса, когда в России начнут выдавать электронные паспорта, точных данных пока нет. Планировалось, что выдача начнется в 2024 году, как логическое завершение выпуска Универсальных пластиковых карт. Однако введение электронных паспортов в России (не путать с биометрическими загранпаспортами) было перенесено на 2024 год. Точную дату начала выпуска карт пока не называют, но есть обнадеживающая информация, что к 2024 году все россияне будут иметь на руках пластиковые паспорта.
Пока остается ждать старта реализации масштабного государственного проекта, бюджет которого составляет не менее 2 млн рублей. Но в настоящий момент еще неизвестно, какие документы нужны для первого получения паспорта. Предполагается, что процесс оформления будет простым, и для выдачи паспорта понадобится:
- документ старого образца;
- заявление на выдачу новой версии документа;
- оплата государственной пошлины.
Важно! Получение нового удостоверяющего документа предусматривает сдачу старого бумажного образца, т.к. по закону РФ гражданин не может иметь сразу два удостоверения личности.
Преимущества нового документа
Владельцы УЭК, число которых на территории РФ на 1 января 2024 года составило 650 тысяч человек, знают, чем отличается паспорт нового образца от старого. Так же как и Универсальная электронная карта, новый паспорт представляет собой пластиковый носитель в формате обычной банковской карты (87*54 мм). В нее внедрен микрочип с записанной туда информацией о владельце. Наличие цифрового носителя информации имеет ряд весомых преимуществ перед старым бумажным аналогом:
- микрочип позволяет записывать и считывать гораздо больше сведений о владельце (кроме биометрических данных, на носителе могут быть зашифрованы любые важные сведения, начиная с банковского счета и заканчивая медицинской страховкой);
- паспорт нового поколения более компактен и универсален в использовании, с его помощью можно оплачивать проезд в метро, осуществлять платежи и покупки, авторизоваться на портале Государственных услуг;
- в случае утери носителя его владелец может самостоятельно заблокировать его через личный кабинет или по телефону горячей линии (это позволяет избежать манипуляций с похищенными документами злоумышленниками).

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:
Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859
Возможность авторизации на портале Госуслуги – важное преимущество электронного паспорта, которым не обладает УЭК. Поскольку среди основных данных, записанных на микрочипе, будет и электронная цифровая подпись (ЭЦП) гражданина, с ее помощью станет возможна идентификация пользователя в системе.
Для считывания данных, записанных на внутренний паспорт, требуются специальные устройства (инфоматы, банкоматы, терминалы), с помощью которых осуществляется доступ к базам данных соответствующих государственных инстанций.
Когда ожидается выпуск карт
О том, как сделать электронный паспорт, пока нет официальных сведений. Как и для документа старого образца, для получения нового электронного паспорта необходимо обратиться в Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ. Поскольку ранее анонсированное начало выдачи электронных документов было перенесено на 2024 год без конкретной даты, то точных сведений о возможности получить новый пластиковый образец удостоверения еще нет.

Возникла проблема? Позвоните юристу:
Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859
Владельцы УЭК могут не беспокоиться, т.к. универсальные карты все еще действительны и могут использоваться параллельно с бумажным носителем еще 5 лет. Но важно понимать, что Универсальная электронная карта не является полноценным удостоверяющим документом для гражданина. Заменить ею паспорт нельзя, поэтому не следует избавляться от старого бумажного аналога. Паспорт гражданина РФ – единственный документ, имеющий полную юридическую силу во всех государственных и частных инстанциях. Ответ на вопрос, какой документ кроме паспорта удостоверяет личность, однозначный: это только паспорт. Водительское удостоверение, СНИЛС, полис ОМС и другие документы являются вспомогательными.
Алгоритм получения
О том, как получить электронный паспорт гражданина РФ, точных указаний нет, поскольку процесс выдачи документа еще не начат. Предположительно, что для получения потребуется написать заявление о выдаче паспорта нового поколения – в отделении ГУВМ по месту жительства, на портале государственных услуг или в сервисном центре «Мои документы» (МФЦ).
Госпошлина за электронный паспорт была заявлена еще ФМС (теперь ГУМВ МВД) в размере 700 рублей. В настоящее время точной информации о сумме государственной пошлины также нет. О том, как внести на электронный носитель важные данные о банковских счетах, страховке, как вписать ребенка в паспорт родителей, станет известно в момент начала массового выпуска документов в следующем году.
С какого возраста будут выдавать паспорт нового образца
В отличие от документов старого образца, новые электронные удостоверения гражданина РФ можно будет получать раньше 14-летнего возраста по желанию родителей/опекунов. Для несовершеннолетних лиц формат нового документа будет несколько упрощен: на нем не будет фотографии, а из основных сведений будут только биометрические данные (ФИО, дата и место рождения, пол), а также информация о родителях (законных представителях) ребенка.
Как часто нужно менять
Точных данных о сроке действия нового образца также нет. Скорее всего, он будет больше, чем срок действия Универсальных электронных карт, составляющий всего 5 лет. В любом случае на лицевой стороне пластикового носителя будет записан срок, в течение которого документ будет действительным, что даст владельцу возможность контролировать процесс переоформления и заранее подать заявку на получение нового документа.
Кто может видеть личные данные
Многих граждан беспокоит вопрос защиты персональных данных и возможности несанкционированного доступа к личной информации через электронные базы данных. Разработчики спешат успокоить будущих владельцев: для получения доступа к информации на цифровом носителе будет использовать ПИН-код, а при необходимости пользователь сможет заблокировать отдельные опции в личном кабинете, если они не нужны. Использовать новый электронный паспорт может только владелец, а также лицо, уполномоченное предоставлять государственные услуги.
Последствия внедрения электронных паспортов
Инициатива внедрения документа нового образца продиктована множеством факторов, начиная от целесообразности соответствовать технологическому прогрессу и заканчивая потребностью в повышении эффективности получения и передачи информации между ключевыми государственными инстанциями. Пока еще рано говорить о последствиях внедрения электронных паспортов.
Инициаторы проекта рассматривают новый образец как более удобный и универсальный документ, призванный облегчить жизнь своему владельцу. Действительно, с помощью паспорта можно совершать множество действий: получать информацию о ИНН, СНИЛС, доступ к банковскому счету без других бумажных носителей. Но в то же время утеря карточки может временно лишить человека многих возможностей.