Какие гарантии дает закон о беженцах из Украины

от автора

в

О гуманитарной катастрофе на востоке Украины общеизвестно. По разным оценкам, в России находится около 1 200 000 украинских переселенцев. В СМИ всех их называют «беженцы», поскольку люди покинули дом в силу чрезвычайных обстоятельств, но их правовое положение в РФ неоднозначно. Не на всех распространяется федеральный закон о беженцах №4528-1-ФЗ.

Что прописано в законе о беженцах?


Федеральный Закон о беженцах (ФЗ №4528-1) сложен и вызывает ряд вопросов:

  • почему получить правовое положение (стать беженцем) в порядке ФЗ РФ №4528-1-ФЗ так сложно?
  • справедлив ли федеральный закон по сути?
  • каково положение приезжих из Украины, которым в статусе в силу ФЗ РФ отказано, или которые за ним не обращались?

Проанализируем профильный закон РФ и его положения. Ст.1 ФЗ №4528-1 предполагает права иностранцев при наличии оснований получить в России:

  • правовое положение беженцев;
  • временное убежище.

В определении круга потенциальных приезжих федеральный закон РФ №4528-1-ФЗ дублирует Женевскую конвенцию ООН. Согласно ФЗ РФ 4528-1 беженцем признается лицо, которое в стране гражданства может стать жертвой гонений по признаку:

  • расы;
  • гражданства;
  • вероисповедания;
  • убеждений.

Федеральный закон РФ не дает возможности установить правовое положение беженцев выходцам из Украины из-за военного конфликта или разрухи, поскольку:

  • статус является международным;
  • самостоятельно расширять основания его применения руководство России не может – это наложило бы обязательства на другие страны;
  • сегодняшние действия России относительно приезжих из Украины и федеральный закон 4528-1-ФЗ одобряются управлением ООН по беженцам.

Правовое положение лиц, получивших убежище, регулирует только внутренний Федеральный закон России №4528-1-ФЗ. Международное право на них не распространяется. Рассматриваемый федеральный закон РФ определил, что убежище предоставляется тем, кто:

  • имеют права на статус в порядке ФЗ РФ №4528-1;
  • не имеют оснований обращаться за таким статусом в силу ФЗ РФ №4528-1, однако из гуманных соображений не могут быть депортированы из РФ.

Права переселенцев

1. Обратившимся в ФМС России за статусом беженца на основании ФЗ №4528-1 положено:

  • одноразовое пособие в 100 р.;
  • социальная работа (действует также горячая линия);
  • направление в центр временного размещения;
  • питание и проживание (правительство России выделяет 800 р. в день);
  • медпомощь;
  • содействие в трудоустройстве в регионе России, где есть квоты.

Социальная работа с беженцами предполагает разъяснение их обязанностей:

  • соблюдать Конституцию РФ, федеральный закон РФ №4528-1;
  • пройти освидетельствование и получить медсертификат;
  • сообщать в ФМС России правдивые сведения о себе.

2. Права беженцев включают все права предыдущей группы. Федеральный закон №4528-1-ФЗ также гарантирует им:

  • пользование жильем фонда временного расселения РФ;
  • медпомощь наравне с гражданами РФ;
  • права на работу и индивидуальное предпринимательство в России;
  • устройство детей на учебу;
  • соцобеспечение на уровне граждан России;
  • права на выезд на ПМЖ в другую страну.

Правовое положение переселенцев включает обязанности:

  • сообщать в течение 7 дней в ФМС России об изменении ФИО, семейного положения;
  • проходить в ФМС РФ переучет каждых 1,5 года (Федеральный закон №4528-1-ФЗ);
  • адекватно реагировать на действия госструктур (социальная работа с беженцами).

Статус других переселенцев из Украины

1. Не обращавшиеся к ФМС России в порядке ФЗ №4528-1 имеют правовое положение иностранцев. Они вправе:

  • просить разрешения на временное проживание (3 года), далее – о предоставлении вида на жительство;
  • ходатайствовать о статусе вынужденного переселенца (предусматривает федеральный закон РФ № 4530-1-ФЗ);
  • переселяться в РФ в качестве соотечественников (действует госпрограмма содействия).

2. Граждане Украины, получившие убежище:

  • сдают паспорт Украины (Федеральный закон 4528-1-ФЗ);
  • получают права, как у ходатайствующих о статусе (кроме одноразового пособия);
  • с ними проводится социальная работа (также функционирует горячая линия).

Программа интеграции мигрантов в России

Беженцы в России создали нагрузку на федеральный бюджет. Пребывание лица в центре для беженцев ежедневно обходится России в 800 р. Люди находятся на госсодержании и по прибытии в регион, где открыты квоты.

  1. Правительство России озабочено иждивенческими настроениями беженцев.
  2. Высокое налогообложение и соцподдержка не стимулируют их к труду.
  3. До недавнего времени беженцы платили подоходный налог в РФ в 30% (ставка НДФЛ для нерезидентов, пробывших в РФ менее полугода). Этот налог съедал треть заработной платы. А есть еще и страховые взносы.
  4. ЛДПР зарегистрировал в Госдуме РФ проект ФЗ о лишении права на содержание трижды отказавшихся от вакансий в России.

Комплексная программа относительно интеграции украинцев в России должна урегулировать:

  • налоги, которые будут равны с существующим для граждан России;
  • обеспечение нетрудоспособных (пенсия и соцвыплаты в РФ);
  • страховые взносы в ПФР, ФСС.
  • медстрахование.

Сниженный налог

Пока программа в разработке, сделан первый шаг – федеральный закон от 01.10.2014 №285-ФЗ о внесении изменений в НК РФ, а именно – снижение ставки НДФЛ. Закон установил, что беженцы в России будут платить такой же подоходный налог, что и граждане РФ – 13%. Пониженный налог НДФЛ касается только заработной платы. Если работодатель оформил отношения с мигрантом гражданским договором, НДФЛ и далее составляет 30%. Налог с дохода также не взимается с компенсации родительской платы в саду. Горячая линия ФНС дает возможность узнать об этом детальнее.

Федеральный закон об уменьшении НДФЛ имеет обратное действие. Закон №285-ФЗ действует с 01.01.14. Это означает, что многими уплачены лишние 17% НДФЛ. Налог в этой части будет возвращен плательщику работодателем. Федеральный закон №285-ФЗ о снижении НДФЛ призван стимулировать:

  • официальное трудоустройство мигрантов в России;
  • оформление их в штат.

Будет ли принята цельная программа и снижены налоги по примеру НДФЛ, неизвестно. Поскольку переселенцы вынуждены обращаться за проведением юридически значимых действий, существенную роль для них играет такой федеральный налог как госпошлина. Специальный закон в Беларуси отменил этот налог для украинских мигрантов.

Отдельный вопрос – налог для индивидуальных предпринимателей. Не во всех регионах беженцам хватает работы. Нужно стимулировать инициативу мигрантов и главным инструментов в этом является налог. Следует снизить налог ИП до уровня граждан РФ. Временно можно установить налог еще ниже – это выгоднее, чем содержать мигрантов.

Пониженный налог – большое облегчение. Но остается открытым вопрос, нужно ли уравнивать налог беженцев и граждан РФ в дальнейшем. Украинцам нужно решить, будут ли они оставаться в РФ на ПМЖ. При том, что гражданство России беженцы могут получить всего за 3 месяца, для многих сниженный налог и льготы утратят актуальность.

Пенсия переселенцев

Демографическая ситуация в России такова, что приток молодежи выгоден. Иная ситуация с пенсионерами. Существует договоренность РФ и Украины, что пенсия выплачивается при смене постоянного места жительства. Пенсионеры прибыли из так называемых ДНР и ЛНР, где:

  • пенсия новыми властями не выплачивается;
  • пенсия официальной Украиной не начисляется.

Федеральный закон №173-ФЗ установил:

  • гражданам РФ, постоянно проживавшим в Украине, пенсия положена в полном объеме, в какой бы бюджет они не платили налог и страховые взносы;
  • пенсионные права украинцев возникают при получении в России вида на жительство;
  • временно проживающим пенсия в РФ не положена;
  • получившим убежище пенсия не выплачивается и федеральный закон РФ №173-ФЗ на них не распространяется;
  • беженцы имеют права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РФ в период действия статуса (ФЗ №4528-1).

Жилье

Украинцы, въехавшие частным образом, не ограничены в регионе ПМЖ, но платят 30% подоходный налог. Беженцам положено: госсодержание, а позже уменьшенный налог (пока только подоходный налог, но могут снизить другой федеральный налог – госпошлину).

Насущная проблема – жилье. Многих беженцев интересует ипотека. Закон 4528-1-ФЗ не установил льгот беженцам. А для банков ипотека лицу, не имеющему в РФ ПМЖ и гражданства большой риск: непонятно, сможет ли беженец платить взносы и с каких средств такие взносы взыскивать принудительно, если он утратит статус (право на работу ему гарантирует тот же закон №4528-1-ФЗ, что и статус). Изменений в закон №102-ФЗ, которым урегулирована ипотека, ждать не стоит. Нужно обращаться в банк в качестве полноправного заемщика: закон о гражданстве №62-ФЗ дает возможности быстро его получить.

Гражданство открывает и другие возможности:

  • программа «Жилье» предполагает соцподдержку незащищенным, программа «Молодая семья» – парам и родителям, существует также программа для молодых учителей.
  • закон гарантирует малоимущим социальное жилье.

(12 оценок, среднее: 4,80 из 5)

Вам также будет интересно