В Крым ежедневно пребывают группы приезжих из зоны гуманитарной катастрофы на востоке Украины, рассчитывающие на легализацию и помощь. Причина тому — военные столкновения между подразделениями самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР и официальной армией Украины, расценивающей их деятельность как террористическую.
Являются ли украинцы, прибывшие на полуостров, беженцами?
Статус приезжих из Украины неоднозначен. Эти люди — беженцы в обыденном понимании, поскольку они относятся к потерпевшему от комбатантов мирному населению. Но с точки зрения российского и международного права, такой статус большинству из них недоступен. Согласно ст.1 профильного ФЗ № 4528, беженец — это человек, спасающийся от преследований в отношении себя лично по признаку национальности, расы, веры, гражданства. Гражданская война и нищета не дают шансов на причисление к беженцам.
Украина и далее заявляет, что Крым — ее территория, оккупированная врагом. Поэтому фактические беженцы с востока на полуостров там считаются временно переехавшими внутри страны гражданами.
США, ЕС и страны, расценивающие действия РФ не как вмешательство во внутреннюю политику Украины, не видят в вынужденных переселенцах беженцев. По международному праву такой статус нельзя просить на территории страны своего гражданства: помощь может предоставить только третье государство. По такой логике, если Крым — это Украина, то беженцы в Крым — это не беженцы.
Основания, на которых РФ помогает приехавшим на полуостров
Граждане Украины въезжают в РФ по своим внутренним общегражданским украинским паспортам. Правило распространяться и на Крым. А по прибытии переселенцы встают перед дилеммой:
- обратиться за содействием к российским официальным властям;
- разрешать свои проблемы в Крыму самостоятельно (например, надеяться на помощь родственников).
Каждый из вариантов имеет преимущества:
- первый предполагает финансовую помощь и защиту;
- второй — свободу действий.
Те, кто в Крыму рассчитывает получить помощь от РФ, оказываются перед выбором, о каком статусе ходатайствовать. Уже упоминавшийся ФЗ № 4528 предполагает для выходцев из Украины две возможности:
- с огромными трудностями доказывать принадлежность к беженцам, надеясь на маловероятный успех;
- прислушаться к ФМС и просить временного убежища.
Беженцы и получившее временное убежище: разница в статусе
По уровню льгот и преференций статус беженца предпочтительнее: он международный и дает возможность находиться на полном содержании принимающей страны (работа не обязательна). Статус лица, получившего временное убежище:
- предоставляется тем, кто не имеет оснований быть признанным беженцем;
- подразумевает, что в силу гуманитарных соображений власти РФ не считают возможным депортировать такое лицо в страну происхождения;
- является национальным — не признается третьими государствами и урегулирован без привязки к международному праву;
- предоставляется на срок до года — по его истечении требуется повторное обращение;
- дает возможность легализироваться, получать медицинские услуги и социальные выплаты.
- получившим его предоставляется работа на тех же условиях, что и гражданам РФ (кроме небольших исключений в виде военной и госслужбы, деятельности, предполагающей доступ к государственной тайне и подобного);
Находящимся в Крыму жителям Украины гораздо проще получить временное убежище, нежели статус беженца. Запрос рассматривается быстро. Отказов жители потерпевших регионов не получали. Правда, у получившего убежище ФМС временно изымает паспорт гражданина Украины. Вместо него выдает:
- удостоверяющее личность свидетельство;
- медицинский сертификат (по результатам обязательного обследования).
Расселение бедствующих украинцев в Крыму — временная мера
Точное количество беженцев, прибывших в Крым, трудно поддается оценке:
- только треть прибывших регистрировались, многие обосновались как частные лица;
- некоторые предпочли покинуть Крым, переселившись вглубь РФ или вернуться в Украину;
- по инициативе российских властей с августа 2014 года беженцы с полуострова целенаправленно перенаправляются в РФ для расселения.
ФЗ № 4528 по поводу беженцев оперирует категорией «центр временного размещения». Это место, где ходатайствующие о предоставлении такого статуса могут дождаться решения властей (в большинстве случаев — отказа). Нет ни национального закона, ни международной нормы, по которой РФ обязана содержать и кормить всех бедствующих с Украины, кому нужна организационная и материальная помощь. Одновременно дать жилье и работу, обеспечить необходимую помощь в расселении такому количеству пришлых на полуострове невозможно.
Распоряжением властей 39 пунктов расселения беженцев в августе 2014 года были свернуты по причине:
- ухудшения криминогенной ситуации;
- отсутствия в Крыму материальной базы для содержания большого количества людей (ФМС заявляло о ежедневном прибытии порядка 300 человек).
Сегодня в Крыму возможно только краткосрочное пребывание беженцев — около 3-х суток. Условия несколько ужесточились. Те, кто готов написать заявление о временном убежище, силами МЧС отправляются на материковую часть РФ. Далее им необходимо переселиться в один из предложенных властью регионов (Магадан, Якутия, Бурятия и др.), где гарантирована работа и помощь в обустройстве.
Участились заявления о том, что беженцы в Крыму злоупотребляют гостеприимством россиян. Предлагаемая в соответствии с их специальностью работа отвергается — переселенцы предпочитают жить за счет средств, предоставляемых как социальная помощь. По этой причине в Госдуме зарегистрирован проект об упреждении иждивенства среди беженцев: тем, кто откажется от подходящей трудовой деятельности трижды, планируется отказывать в бесплатном жилье, питании и обеспечении.
(19 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Вам также будет интересно