Помощь беженцам из Украины в Крыму

от автора

в

В Крым ежедневно пребывают группы приезжих из зоны гуманитарной катастрофы на востоке Украины, рассчитывающие на легализацию и помощь. Причина тому — военные столкновения между подразделениями самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР и официальной армией Украины, расценивающей их деятельность как террористическую.

Являются ли украинцы, прибывшие на полуостров, беженцами?

Статус приезжих из Украины неоднозначен. Эти люди — беженцы в обыденном понимании, поскольку они относятся к потерпевшему от комбатантов мирному населению. Но с точки зрения российского и международного права, такой статус большинству из них недоступен. Согласно ст.1 профильного ФЗ № 4528, беженец — это человек, спасающийся от преследований в отношении себя лично по признаку национальности, расы, веры, гражданства. Гражданская война и нищета не дают шансов на причисление к беженцам.

Украина и далее заявляет, что Крым — ее территория, оккупированная врагом. Поэтому фактические беженцы с востока на полуостров там считаются временно переехавшими внутри страны гражданами.

США, ЕС и страны, расценивающие действия РФ не как вмешательство во внутреннюю политику Украины, не видят в вынужденных переселенцах беженцев. По международному праву такой статус нельзя просить на территории страны своего гражданства: помощь может предоставить только третье государство. По такой логике, если Крым — это Украина, то беженцы в Крым — это не беженцы.

Основания, на которых РФ помогает приехавшим на полуостров

Граждане Украины въезжают в РФ по своим внутренним общегражданским украинским паспортам. Правило распространяться и на Крым. А по прибытии переселенцы встают перед дилеммой:

  • обратиться за содействием к российским официальным властям;
  • разрешать свои проблемы в Крыму самостоятельно (например, надеяться на помощь родственников).

Каждый из вариантов имеет преимущества:

  • первый предполагает финансовую помощь и защиту;
  • второй — свободу действий.

Те, кто в Крыму рассчитывает получить помощь от РФ, оказываются перед выбором, о каком статусе ходатайствовать. Уже упоминавшийся ФЗ № 4528 предполагает для выходцев из Украины две возможности:

  • с огромными трудностями доказывать принадлежность к беженцам, надеясь на маловероятный успех;
  • прислушаться к ФМС и просить временного убежища.

Беженцы и получившее временное убежище: разница в статусе

По уровню льгот и преференций статус беженца предпочтительнее: он международный и дает возможность находиться на полном содержании принимающей страны (работа не обязательна). Статус лица, получившего временное убежище:

  • предоставляется тем, кто не имеет оснований быть признанным беженцем;
  • подразумевает, что в силу гуманитарных соображений власти РФ не считают возможным депортировать такое лицо в страну происхождения;
  • является национальным — не признается третьими государствами и урегулирован без привязки к международному праву;
  • предоставляется на срок до года — по его истечении требуется повторное обращение;
  • дает возможность легализироваться, получать медицинские услуги и социальные выплаты.
  • получившим его предоставляется работа на тех же условиях, что и гражданам РФ (кроме небольших исключений в виде военной и госслужбы, деятельности, предполагающей доступ к государственной тайне и подобного);

Находящимся в Крыму жителям Украины гораздо проще получить временное убежище, нежели статус беженца. Запрос рассматривается быстро. Отказов жители потерпевших регионов не получали. Правда, у получившего убежище ФМС временно изымает паспорт гражданина Украины. Вместо него выдает:

  1. удостоверяющее личность свидетельство;
  2. медицинский сертификат (по результатам обязательного обследования).

Расселение бедствующих украинцев в Крыму — временная мера

Точное количество беженцев, прибывших в Крым, трудно поддается оценке:

  • только треть прибывших регистрировались, многие обосновались как частные лица;
  • некоторые предпочли покинуть Крым, переселившись вглубь РФ или вернуться в Украину;
  • по инициативе российских властей с августа 2014 года беженцы с полуострова целенаправленно перенаправляются в РФ для расселения.

ФЗ № 4528 по поводу беженцев оперирует категорией «центр временного размещения». Это место, где ходатайствующие о предоставлении такого статуса могут дождаться решения властей (в большинстве случаев — отказа). Нет ни национального закона, ни международной нормы, по которой РФ обязана содержать и кормить всех бедствующих с Украины, кому нужна организационная и материальная помощь. Одновременно дать жилье и работу, обеспечить необходимую помощь в расселении такому количеству пришлых на полуострове невозможно.

Распоряжением властей 39 пунктов расселения беженцев в августе 2014 года были свернуты по причине:

  • ухудшения криминогенной ситуации;
  • отсутствия в Крыму материальной базы для содержания большого количества людей (ФМС заявляло о ежедневном прибытии порядка 300 человек).

Сегодня в Крыму возможно только краткосрочное пребывание беженцев — около 3-х суток. Условия несколько ужесточились. Те, кто готов написать заявление о временном убежище, силами МЧС отправляются на материковую часть РФ. Далее им необходимо переселиться в один из предложенных властью регионов (Магадан, Якутия, Бурятия и др.), где гарантирована работа и помощь в обустройстве.

Участились заявления о том, что беженцы в Крыму злоупотребляют гостеприимством россиян. Предлагаемая в соответствии с их специальностью работа отвергается — переселенцы предпочитают жить за счет средств, предоставляемых как социальная помощь. По этой причине в Госдуме зарегистрирован проект об упреждении иждивенства среди беженцев: тем, кто откажется от подходящей трудовой деятельности трижды, планируется отказывать в бесплатном жилье, питании и обеспечении.

(19 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам также будет интересно